Особенности преподавания учебного предмета «Физическая культура» в 2018-2019 учебном году в контексте
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
В 2018-2019 учебном году продолжается переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего общего образования (далее - ФГОС), наряду с введением ФГОС НОО и ФГОС ООО продолжается реализация программ федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее - ФК ГОС).
В 2018-2019 учебном году в преподавании физической культуры обращаем внимание на следующие особенности:
1. Региональной спецификой учебных планов ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО является изучение учебного предмета «Физическая культура» в 5–9 классах в объеме 3 часов в неделю при пятидневной и шестидневной учебной неделе.
2. Внесены изменения в примерные основные образовательные программы по физической культуре (Приказ Министерства образования и науки РФ № 609 от 23.06.2015 г. в соответствии с пунктом 31 Плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 г. № 1165-р.):
1) в раздел «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Стандарт основного общего образования по физической культуре» части I «Начальное общее образование. Основное общее образование» дополнить абзацем следующего содержания: «Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО)», Упражнения культурно-этнической направленности: сюжетно образные и обрядовые игры, элементы техники национальных видов спорта;
2) в раздел «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре» части II «Среднее (полное) общее образование» слова «Подготовка к соревновательной деятельности» заменить словами «Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским Физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
3. В соответствии с ФГОС общего образования, утвержденными приказами Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373, от 17.12.2010 г. № 1897, от 17.05.2012 г. № 413 и федерального компонента ГОС-2004 от 05.05.2014 г. № 1089 предметные результаты учебного предмета «Физическая культура» должны отражать умение выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений с учетом индивидуальных способностей и особенностей, состояния здоровья и режима учебной деятельности, использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе при подготовке к выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. В примерных основных образовательных программах начального общего и основного общего образования разработанными в соответствии с ФГОС (www.fgosreestr.ru) предусмотрено выполнение тестовых нормативов по физической подготовке на уровне начального и основного общего образования.
4. При осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Физическая культура» (Методические рекомендации Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 02.12.2015 г. №08-1447) законодательством в сфере образования не установлено требование обязательной сдачи всеми обучающимися нормативов Комплекса ГТО, в связи с чем невыполнение нормативов Комплекса ГТО не может являться основанием для неудовлетворительной отметки в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации по предмету «Физическая культура».
При этом выполнение обучающимися нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО на бронзовый, серебряный и золотой знаки отличия являются качественным показателем решения поставленной задачи перед обучающимися в соответствии с ФГОС и может соответствовать отметке «отлично». Согласно статье 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, установление их форм, периодичности и порядка проведения, индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ относится к компетенции образовательной организации и осуществляется в соответствии с ее уставом и другими локальными нормативными актами.
В разделе «спортивно-оздоровительной деятельность» приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. для реализации творческих программ и инновационных разработок, индивидуальных педагогических технологий и подходов, программа предусматривает выделение определенного объема учебного времени – 12% ( 60 ч) от объема времени, отводимого на изучение раздела «физическое совершенствование», «элементы видов спорта могут быть заменены на другие с учетом наличия материально-технической базы в общеобразовательной организации, а также климатогеографических и региональных особенностей» (ФГОС реестр, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5). Экспертным советом Минобрнауки были предложены для совершенствования системы физического воспитания в образовательных организациях в рамках третьего часа следующие вариативные программы:
1) «Примерная образовательная программа внеурочной деятельности «Игровое ГТО» для младших школьников (1–4 классы)»;
2) «Примерная образовательная программа внеурочной деятельности «Игровое ГТО» для учащихся основной школы (5–9 классы)»;
3) «Примерная образовательная программа внеурочной деятельности «Игровое ГТО» для учащихся средней (полной) школы (10–11 классы)»;