Предложения в план мероприятий по организации подготовки и введения ВФСК ГТО

Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи: • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

• формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

• освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

• обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

• воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

В Примерной программе указано: «Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу» (Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2010. – 61 с. – (Стандарты второго поколения).

Примерной программой определены лишь общие требования результатам обучения в области физической культуры:

метапредметные

• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;

• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой;

предметные

• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий;

личностные

• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Таким образом, в существующих и ныне действующих Примерных и авторских программах (ФГОС) по физической культуре в разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета» отсутствуют показатели развития физических качеств обучающихся на разных ступенях образования, т.к. это не является основной целью обучения по предмету. Составителю рабочих программ по предмету «Физическая культура» каждой отдельной образовательной организации делегируются полномочия по самостоятельному определению результатов образования в конкретных условиях. Государство, таким образом, обеспечивает освоение «минимального содержания образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу».

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан Российской Федерации, включающие виды испытаний (тесты) и нормы, перечень знаний, навыков ведения здорового образа жизни, двигательных умений и навыков. Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение установленных нормативов различных возрастных групп населения.

Целью внедрения Комплекса ГТО является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.

Задачи Комплекса ГТО Возможности решения в условиях образовательных организаций в рамках реализации образовательных программ НОО и ООО
1) увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом Предполагает 100% охват учащихся, в том числе с ОВЗ
2) повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни граждан  Предусмотрено Примерной программой по предмету «Физическая культура»
3) формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни Является целевым ориентиром Примерной программы по предмету «Физическая культура»
4) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;  Заложено в содержание раздела «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» Примерной программы, который содержит задания, ориентированные на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой.
5) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов. СанПиН предусмотрено введение обязательного ежедневного динамического часа и возможность реализации программ внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению. 

 Оценивание знаний и умений также предполагается в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.  

Следует заметить, что к выполнению нормативов Комплекса ГТО допускаются лица, относящиеся к различным группам здоровья, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно, на основании результатов диспансеризации или медицинского осмотра. Перечень видов испытаний (тестов), входящих в Комплекс ГТО, и порядок оценки выполнения нормативов лицами, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной или специальной медицинским группам, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Кроме того, в проекте Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» заложены требования к организации двигательного режима школьников, которые должны быть также обеспечены условиями реализации образовательных программ в образовательных организациях.

Таким образом, содержание ВФСК ГТО является логическим, последовательным шагом по физическому воспитанию школьников на повышенном (инновационном) уровне, требующим дополнительных организационных, временных и материально-технических затрат для подготовки к сдаче и выполнению требуемых нормативов.

Исходя из изложенного, предлагается:

1. Рекомендовать образовательным организациям осуществлять подготовку к сдаче и проведению испытаний комплекса ГТО в рамках программ внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления;

2. Предусмотреть выделение средств на аренду спортивных залов и сооружений для подготовки и сдачи нормативов ГТО;

3. Широко использовать имеющиеся в муниципальных образованиях свободные от проведения учебно-тренировочных занятий помещения спортивных школ и спортивные сооружений, для подготовки к сдаче нормативов ГТО и проведения контрольных испытаний;

4. Рекомендовать руководителям образовательных организаций выделение 1 часа на программу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления;

5. Обеспечить дополнительную оплату труда учителям физической культуры, осуществляющим деятельность по подготовке и реализации программы ВФСК ГТО из стимулирующего и инновационного фондов оплаты труда;

6. Определить рациональный график, сроки и порядок сдачи контрольных испытаний в течение учебного года, соотнеся их с проведением школьных Спартакиад, Президентских соревнований, Президентских состязаний и пр.;

7. Обеспечить повышение квалификации учителей физической культуры по реализации программы ВФСК ГТО. 8. Включить показатели физического воспитания обучающихся в критерии оценки качества деятельности образовательных организаций.

Подготовлено Е.В. Лопуга, доцентом кафедры здоровьесберегающих технологий АКИПКРО